Так почему же наши дети иногда ведут себя просто отвратительно? Почему не смотря на все наши старания и убеждения, они поступают наперекор? Чего им не хватает или что в избытке?

Сегодня мы постараемся разобраться в причинах «плохого» поведения ребенка. Также мы рассмотрим способы решения конфликтных ситуаций, если избежать их не получилось.

Причины, вызывающие отрицательное поведение у вашего чада, делятся на четыре группы. Обращаем ваше внимание на тот факт, что эти причины выделены профессиональными психологами на основе огромного опыта работы. Это не реклама чего-то там или не мнение отдельно взятых родителей – это научно-обоснованные факты. И прислушаться к ним стоит!

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

  • Первая причина – борьба за внимание. Возможно ваш ребенок не получает или систематически не дополучал долю вашего внимания. Вы обращались к нему только лишь в случае укоров и упреков. Вот и получается, что сейчас, он негативным поведением бессознательно привлекает ваше внимание.

Здесь стоит оговориться: в более старшем и подростковом возрасте дети перестают бороться за ваше внимание, они просто уходят в себя и не видят в вас ни опоры, ни собеседника, а лишь «указующий перст».

  • Вторая причина – борьба за самоутверждение. Такое возможно при чрезмерной опеке и власти. Мы не зря употребили эти слова. Вот вам простой пример: если вы переживаете за здоровье вашего чада и каждый раз настаиваете одеть шапку теплее в холодную погоду, а он (она) постоянно этому противиться – это и есть чрезмерная опека. Даже если он (она) один раз простудится – это будет уроком. Ведь давать детям право на ошибки тоже необходимо, без этого невозможно полноценное развитие личности.

Бесспорно, вы обязаны предостеречь, заботиться и предупреждать, но делать это необходимо не столь навязчиво, часто, резко и с преувеличением, ведь именно против этого и восстают подрастающие личности.

  • Третья причина – желание отомстить. На первый взгляд слово «месть» может вызвать ваше негодование: «Как это так, мы тут для него стараемся, а он ничего не хочет». Правда состоит в том, что ребенок больше оценит то, что вы с ним проведете время (сходите куда-нибудь, поинтересуетесь его интересами и увлечениями), чем скажите очередной раз раздражённым голосом: «А ведь это я на работе задерживаюсь, чтобы тебя прокормить и одеть».

Но в случае, когда ребенок отвергает ваше искреннее желание помочь и уделить ему время, оглянитесь назад, как правило, потеря интереса к вам вызвана вашим же отсутствием интереса к собственному ребенку на протяжении какого-то промежутка времени.

  • Четвертая причина – потеря веры в себя и собственный успех. Очень часто неудачи в одной сфере накладывают свой отпечаток на другие стороны нашей жизни. К примеру, ваш ребенок не хочет заниматься физикой, а в чем причина? Лентяй и балбес? Возможно и нет, может у него не сложились отношения с учителем и ему просто не хочется посещать эти уроки.

Если ваше чадо постоянно только и слышит в свой адрес упреки, замечания, то очень скоро уровень самооценки скатится до критической отметки. А здесь и до депрессий не далеко.

«Трудные» дети, со «сложным» характером, так их часто любят называть сами родители, страдают от невозможности быть понятыми собственными родителями, от нехватки внимания и свободы в правильной форме и в правильном количестве, а также от того, что борются они за это вот такими бездейственными способами (это мы говорим о четырех причинах плохого поведения).

Ваша помощь здесь, как взрослого и разумного человека, правильно оценить ситуацию, трезво пересмотреть свои действия в отношении к ребенку и сделать первый шаг по налаживанию отношений.

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

Так как же вести себя, если конфликтной ситуации избежать не получилось? Конфликтной ситуацией мы называем обстоятельства, когда чувства и эмоции переполняют обе стороны (и родителя, и ребенка) и возникают спорные ситуации.

Возможны три варианта развития событий:

  • Выигрывает родитель, т.е. дальнейшие события развиваются по вашему сценарию.
  • Выигрывает ребенок, т.е. все дальше происходит как хочет ваше чадо.
  • Выигрывают оба, т.е. находится компромиссное решение, устраивающее обе стороны.

Если вы постоянно настаиваете на своей безоговорочной правоте и требуете беспрекословного выполнения ваших условий – это неправильный вариант. Таким поведением вы даете пример, который очень скоро можете почувствовать и на себе. Также если вы постоянно спокойно, но настойчиво добиваетесь выполнения только ваших условий, этим вы убиваете на корню желание проявлять инициативу.

Вы стимулируете развитие или слишком агрессивной личности вашего ребенка, или наоборот слишком пассивной.

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

Если каждый раз ваш ребенок получает то, что хочет, и вы не пытаетесь принимать какие-либо шаги по налаживанию честного решения конфликта, то в итоге можете получить эгоиста не способного наладить порядок вокруг себя и не умеющего само организовываться.

Идти по пути «мир любой ценой» или «все на благо ребенка» — это неправильно.

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

Так как же выиграть обоим?

Есть несколько «золотых» правил и последовательность действий.

  1. Прояснение конфликтной ситуации.
  2. Сбор предложений.
  3. Оценка предложений и совместный выбор наиболее приемлемого.
  4. Детализация решения.
  5. Выполнение решения и проверка его результатов.

Вот простая и логичная последовательность действий, которая приведет к мирному и равному для всех сторон конфликта решению.

Как правильно пользоваться этой схемой?

Для выяснения деталей и причин конфликта выслушайте ребенка используя принцип «активного слушателя» (мы его рассматривали в части 2 читать…). Свои доводы, опасения или мнение выражайте в форме «Я-сообщения», акцентируя внимание на своих переживаниях, а не на «плохом» поведении ребенка (как это делать мы рассказывали в части 3 «Экстренной помощи»читать…).

Для поиска предложений разрешения ситуации дайте возможность первому высказаться ребенку и дослушайте его до конца. Не нужно срываться на крик или критиковать с первого слова предложение вашего чада. Вспомните принципы общения из нашей первой статьи (часть 1)читать….

Для оценки намеченных решений совместно обсудите все предложения, ведь к этому времени все уже будут знать, как и почему произошел конфликт: вы активно выслушали своего ребенка и спокойно сообщили о своих чувствах.

На этапе детализации вы вместе уже точнее рассматриваете выбранное предложение и устанавливаете, что для этого нужно от обеих сторон конфликта.

При выполнении выбранных условий будьте примером – выполняйте все так, как вы наметили сообща. Это будет отличным стимулом вашему ребенку. Положительный результат не должен заставить долго ждать. Обязательно закрепите его и акцентируйте внимание на том, что совместный поиск шагов по разрешению конфликтных ситуации намного приятнее.

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

Экстренная помощь: разрешаем конфликтные ситуации на равных

В заключении хочется сказать: не пугайтесь действовать по-новому, не бойтесь показать свои истинные чувства, не пугайтесь самостоятельности вашего ребенка и давайте ему право на ошибки, и, самое главное, верьте в себя и не бросайте начатое дело.

У вас все получится, нужно только искренне постараться!