Освоив принципы общения с ребенком их нашей первой статьи, вы смело можете приниматься за изучение новых, которые сегодня мы изложим в этой статье.

Для начала обобщим уже известный нам материал:

  • Безусловно принимать вашего ребенка – выражать ему свою любовь в любой ситуации.

  • Выражать свое недовольство не ребенком в целом, а его конкретными действия.

  • Нельзя осуждать чувства и переживания вашего чада, ведь раз они у него возникли, значит есть на то веская причина.

  • Если вы решили серьезно поговорить о чем-то – выберите для этого подходящий момент, когда все свободны и настроены на разговор. При этом помните, что отвлекаться на посторонние дела при этом не допустимо.

Следующий принцип общения, который мы сегодня рассмотрим касается того, как правильно слушать своего ребенка.

Экстренная помощь: как «услышать» абитуриента

Экстренная помощь: как «услышать» абитуриента

Быть хорошим оратором – это целое искусство, однако уметь слушать – это целая наука. Речь идет о принципе в общении – «активный слушатель». Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом необходимо обозначить его чувство.

Чтобы стало понятнее, рассмотрим на примере ситуацию.

Вы входите в комнату и видите вашего ребенка не за уроками, а за игрой или просмотром сериала.

Родитель: «Садиться за уроки тебе пока не хочется?»

Ребенок: «Нет, не хочу пока.»

Родитель: «Нет настроения на математику?»

Ребенок: «Да совсем не получается у меня эта геометрия.»

Родитель: «Не получается представить пространственные задачи и найти решение, поэтому тебе не интересно заниматься геометрией.»

Ребенок: «Да вообще нет у меня способности к пространственному мышлению, вот и бьюсь над этими задачами. Прям противно уже.»

Родитель: «Давай противные пространственные задачи не представлять, а моделировать. Сделаем из бумаги объемные фигуры и на них будем учится решать эти задачи. В молодости у меня получалось хорошо склеивать модели самолетов – сейчас вот и пригодится этот навык. Призмы и цилиндры, я думаю, не сложнее будут.»

Ребенок: «Точно, давай, как это я сам раньше не додумался склеить фигуры, которые представить не могу.»

А теперь разберем наш пример. Первой фразой родителя, который увидел, что его ребенок занят не тем, стал не упрек и не обвинение, родитель просто спокойно озвучил сложившуюся ситуацию. Следующая фраза родителя была направлена на то, чтобы постараться понять причину сложившейся ситуации. Третья и последующие фразы родителя озвучивали то, что только что сказал ему его ребенок. Т.е. родитель вошел в положение и попытался понять ситуацию изнутри (со стороны ребенка). При этом ребенок сообщил ему важную причину своего нежелания заниматься определенным делом (не хотел решать задачи по геометрии, т.к. не мог их себе представить пространственно). Узнав причину, родитель предложил свою помощь в непринужденной форме без упреков и недовольств.

Конечно, овладеть такой манерой общения получится не сразу, однако, стоит не забывать, что, если вы решились на шаг по налаживанию отношений с вашим ребенком, вам стоит запастись терпением.

Экстренная помощь: как «услышать» абитуриента

Экстренная помощь: как «услышать» абитуриента

Главные правила «активного слушателя»:

  • Первое – повернитесь лицо к ребенку и стройте диалог глядя в глаза (так вы показываете ребенку что действительно обеспокоены сложившейся ситуацией).
  • Второе – если вы беседуете с расстроенным ребенком, избегайте задавать ему вопросы, желательно, чтобы ваши реплики звучали утвердительно мягким и спокойным голосом.
  • Третье – после вашей фразы, обязательно, сделайте паузу и дайте возможность ребенку высказаться. Не спешите с догадками, домыслами и упреками.
  • Четвертое – отвечая своему ребенку, обязательно обозначьте его чувство. Также можете повторить то, что стало этой причиной со слов вашего чада.

Может возникнуть закономерный вопрос: «Всегда ли нужно «активно слушать» ребенка?». Отвечаем: «Нет, не всегда».

Принцип «активного слушателя» подходит для тех ситуаций, когда ваш ребенок переживает, если он испытывает какие-то чувства и из-за этого возникают сложные или спорные ситуации. В том случае, когда вашему ребенку все равно, он спокоен и «все по барабану» — этот принцип бесполезен.

Для разрешения конфликтных ситуаций есть свои принципы общения и рассмотрим мы их позже.

А сейчас обратим внимание на то, как мы привыкли общаться со своими детьми. Да, именно привыкли, но общение это далеко от идеала. Если проанализировать, какие фразы слышит ваш ребенок на протяжении дня от вас: замечания, наставления, упреки и т.д. Когда вы последний раз говорили вашему ребенку фразу: «Как хорошо, что ты уже дома, я так рад(а) тебя видеть».

Сейчас мы приведем перечень автоматических ответов, которыми мы так часто привыкли пользоваться и которые мешают услышать наших детей (этими фразами нельзя заменять принцип «активного слушателя»).

  1. Приказы, команды – в них ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности.
  2. Предупреждения, предостережения и угрозы – в результате ребенок еще больше уходит в свои неприятные переживания.
  3. Мораль, нравоучения, проповеди – чаще всего дети испытывают скуку, когда очередной раз слышат нравоучения от вас, и не узнают ничего нового.
  4. Советы, готовые решения – за нежеланием принимать советы и наставления кроется желание быть самостоятельным и принимать решения самостоятельно.
  5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции» — такую форму общения дети не воспринимают и остаются «глухими» ко всему сказанному в такой форме.
  6. Критика, выговоры, обвинения – такие фразы лишь вызывают ответную негативную реакцию со стороны ребенка, а также могут унижать и влиять на самооценку вашего чада.
  7. Похвала – как ни странно, хвалить нужно уметь, а точнее, лучше одобрять и выражать ребенку, какие положительные чувства вы при этом испытываете.
  8. Обзывание, высмеивание – это лишь оттолкнет вашего ребенка, а еще может обидеть и вызвать защитную реакцию негативного характера.
  9. Догадки, интерпретации – не пытайте играть в сыщика, не нужно пытаться «вычислить» вашего ребенка.
  10. Выспрашивание, расследование – в разговоре старайтесь избегать расспросов, вопросительные предложения лучше заменять на утвердительные, так вы быстрее сможете найти общий язык.
  11. Сочувствие на словах – не пытайтесь сфальшивить, если вам нет дела до переживаний ребенка, ведь он вас знает и легко сможет разгадать вашу фальшь, а это уже серьезная проблема, ведь вы окончательно можете потерять его доверие.
  12. Отшучивание, уход от разговора – ребенок просто перестанет реагировать на ваши попытки войти в его положение, ведь вы это делаете не в серьез.

Как видите учиться есть чему. Наша манера общения с детьми, а порой и между взрослыми людьми, далека от идеала. Чтобы действительно найти общий язык придется изрядно потрудиться, ведь научиться строить правильные фразы в разговоре легко и непринужденно, получится  далеко не сразу.

Экстренная помощь: как «услышать» абитуриента

Экстренная помощь: как «услышать» абитуриента

Поверьте, все затраченное на это время того стоит, результат будет приятен всем, тем более, что это не просто посторонний человек, а ваш ребенок, который находится в непростой ситуации сейчас.

В следующей статье мы рассмотрим принципы общения, которые помогут вам научиться выражать свои чувства так, чтобы ваш ребенок их воспринял правильно.